С того момента, как в конце одиннадцатого века до новой эры Давида помазали на царство, вся жизнь его была наполнена кипучей деятельностью. Он сражался с врагами, спасался бегством, побеждал, любил, ненавидел, ревновал, восставал, подавлял восстания.
     
Вскоре после того, как пророк Самуил (Шмуэль) тайно назначил его преемником царя Саула (Шауля), юный Давид вступил в единоборство с Голиафом (Голиатом), могучим филистимским силачом. Впоследствии как воин на службе у царя, а затем как командир особого отряда Давид не раз смотрел смерти в лицо, Когда он в возрасте сорока лет стал царем, ему предстояло пройти еще большой путь: одержать впечатляющие победы на севере и на юге, на востоке и на западе и расширить границы страны так, как никто не смог до него. Давид правил четыре десятилетия.
     
Царь сплотил нацию, создал регулярную армию, усилил охрану границ и установил новую систему правления. Он перенес Ковчег завета в Иерусалим, начал строить Храм и искоренил .идолопоклонство.
     
После Давида еврейская история развивалась как единый процесс. Его династия правила Израилем менее века, но даже после того, как царство раскололось на два государства - Израиль и Иудею, еврейский народ еще тысячелетие оставался главной силой в стране. Помимо этого, с именем Давида и по сей день связаны мессианские чаяния евреев. Они верят, что мессия (ма-шиах), который установит царство мира и справедливости на земле, придет из дома Давидова.
     
Этого было бы достаточно, чтобы считать Давида одной из самых важных фигур еврейской истории, однако он был не только воином и правителем. Певец и поэт, наделенный глубоким религиозным чувством, Давид прославился как создатель прекраснейших лирических произведений (псалмов).
     
Давид окончательно установил господство евреев в стране, и только при нем окончательно оформился национально-религиозный облик еврейского народа.
     
Библейский рассказ о возникновении царской власти у евреев весьма загадочен. Народ обратился к пророку Самуилу - в то время высшему авторитету в Израиле - с просьбой избрать царя. Неодобрительно отнесясь к этой идее, Самуил вынужден был воззвать к Всевышнему. И Господь повелел Самуилу, чтобы тот согласился на требование народа, но предупредил евреев об опасностях царской власти.
С исторической точки зрения потребность евреев в сильной центральной власти понятна - ведь они были окружены врагами. В моральном же отношении трудно оправдать идею верховного вождя у такого народа, которым должен руководить только Бог.
Результатом был компромисс: царь, наделенный всей полнотой исполнительной власти, особенно во время войны, должен был руководствоваться нравственными принципами. В одиннадцатом веке до новой эры цари Израиля держали ответ перед пророками, которые, как считалось, выражали Божью волю.
     
Саул, став первым царем, объединил колена Израиля и одержал выдающиеся победы над аммонитянами, филистимлянами и другими врагами. Однако способностей для управления страной ему недоставало. Пророк Самуил, очевидно, не утративший своего колоссального престижа, непрестанно критиковал царя за ошибки, а затем порвал с ним и втайне помазал на царство юного Давида.
     
Давид, простой пастух, вошел в историю впечатляющим образом. Посетив своих братьев, которые служили в войске царя Саула, выступившем против филистимлян, он обнаружил, что обе армии - израильская и филистимская - зашли в тупик.
     
Евреи, расположившиеся на холмах, не хотели спускаться на равнину, где противник добился бы явного превосходства за счет колесниц. Филистимляне же, в свою очередь, не желали рисковать в горной местности, где подвижные, легковооруженные израильтяне чувствовали себя как дома.
В этой ситуации филистимский воин-исполин Голиаф предложил разрешить проблему единоборством:
Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне. Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами;
если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам.
     
Предложение это едва ли было серьезным - скорее филистимляне пытались добиться психологического преимущества, чтобы выйти из тупика. Поскольку Голиаф внушал ужас и никто из евреев не был готов к единоборству с ним, филистимляне тем самым уже кое-что выигрывали.
Давид быстро сообразил, что филистимский силач, как бы могуч он ни был, может быть побежден, если использовать правильную тактику. Понимая, что у него нет шансов одолеть Голиафа в рукопашной схватке, а потому отказавшись от предложенных Саулом доспехов и оружия, Давид вышел навстречу великану ничем не обремененный и с одной лишь пращой в руках.
Бой, в котором Давид оглушил противника метким броском камня из пращи и отсек ему голову мечом, может служить символом всей многовековой еврейской истории: вера, смекалка, быстрота и отвага оказались сильнее физической мощи. Армия Израиля почти всегда была меньше и слабее армий противника и никогда не принимала игры по навязанным врагом правилам.
     
Победа Давида над Голиафом обратила филистимлян в бегство, завершившееся разгромом. Молодой герой был принят в войско Саула.
Последующие отношения между Саулом и Давидом - это драма любви и ненависти. Царя, подверженного приступам меланхолии, утешало пение юноши и звуки его арфы, однако зависть Саула к военным успехам Давида приобрела маниакальный характер.
После неудачной попытки убить юношу копьем Саул прибегнул к хитрости и пообещал Давиду руку своей дочери Мелхолы (Михал), но взамен потребовал' уничтожить сто филистимских воинов. Саул надеялся, что Давид погибнет в схватке. Однако замысел Саула сорвался, так как Давид выполнил его требование. Тогда царь принялся уговаривать своего сына Ионафана (Ионатана) убить юношу. Но дружба Ионафана и Давида выдержала испытание: Ионафан предупредил друга и дал ему совет бежать. Жена Давида Мелхола также спасала его от интриг царя.
     
К Давиду в его странствиях присоединились другие беглецы - через некоторое время он стоял во главе отряда численностью около шестисот человек. Чтобы уберечь своих родителей, Давид отправил их за реку Иордан, в Моав, а сам обосновался в Кеиле, на юге от Хеврона. Однако Саул преследовал Давида, и тому пришлось удалиться на восток, в Иудейскую пустыню.
     
Давид не раз пытался доказать свою верность царю. У него неоднократно возникала возможность убить Саула, но он этого не делал. Однажды, застав царя спящим в пещере, Давид отрезал край его одежды. Впоследствии Давид показал царю этот кусок плаща как доказательство того, что не воспользовался его беспомощным.
      Не имея возможности найти убежище в областях, где царствовал Саул, Давид бежал к бывшим врагам - филистимлянам. Со своим отрядом он поступил на службу к гефскому царю Анхусу (Ахишу), который назначил его правителем города Секелага (Циклага) в южной пустыне.
Отсюда, из своей новой базы, Давид то и дело осуществлял набеги на южные племена, стараясь избегать конфликтов с собственным народом. Между тем филистимляне начали новую войну против евреев, и Анхус попросил Давида о помощи. К счастью, другие филистимские царьки, в отличие от своего соотечественника, не питали к Давиду доверия. Они усомнились в том, что на Давида можно положиться, и он вернулся со своим отрядом в Секелаг, не успев вступить в битву.
    
Евреи, выступившие под предводительством Саула и Иона-фана, потерпели сокрушительное поражение у горы Гилвуйской (Гильбоа). Ионафан был убит, а Саул заколол себя мечом. Давид оплакал их в потрясающей по силе чувства элегии.
     
Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе (Гате), не возвещайте на улицах Аскалона (Ашкелона), чтобы не радовались дочери филистимлян... Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были... Как пали сильные на поле брани!
     
Нет оснований сомневаться в искреннем горе Давида, поскольку он последовательно стремился достичь примирения с Саулом, а Ионафан был ему верным и надежным другом. Тем не менее Давид не замедлил воспользоваться выгодами новой ситуации.
Во время изгнания он позаботился о том, чтобы сохранить добрые отношения с вождями своего колена в Иудее - поэтому они быстро признали его царем. Однако другие племена не сразу с этим согласились.
    
Сын Саула Иевосфей (Ишбошет) при поддержке своего военачальника Авенира (Авнера) был некоторое время царем прочих колен Израиля. Но после победы над Саулом филистимляне распространили свою власть на север страны, и влияние Иевосфея было ограничено его областью в Заиорданье.
До этого момента Давид выказывал себя смелым и сообразительным военачальником, но теперь он начал обнаруживать и политический талант, который со временем становился все более очевидным. Вместо того, чтобы воевать против других колен Израиля, Давид достиг соглашения с Авениром, в результате чего должен был стать покровителем всех израильских племен.
     
Иоав, полководец Давида, храбрый, но примитивный вояка, не мог постичь тонкостей новой ситуации и убил Авенира. Давид же, хотя и не мог отказаться от услуг столь способного воина, проклял Иоава и похоронил Авенира с почестями.
    
Когда же два военачальника Иевосфея убили своего царя и принесли Давиду его голову, тот, не сдержавшись, немедленно предал их смерти. Это наглядно продемонстрировало верность Давида закону и, вместе с тем, позволило добиться примирения с домом Саула, чему также способствовало возобновление брака Давида с Мелхолой, которая не сопровождала царя в его странствиях.
     
Давид также проявил большую щедрость по отношению к Мефевосфею (Мефивошету), хромому сыну Ионафана, возвратив ему земли деда и пригласив его ко двору.
Как все великие лидеры Израиля - Моисей, Иисус Навин, Иуда Маккавей, Давид Бен-Гурион, - царь Давид делал особый упор на достижение национального единства.
      Следующий шаг Давида - завоевание Иерусалима - служит еще одним свидетельством его растущего таланта государственного деятеля. С помощью одной военной кампании Давид завершил начатое Иисусом Навином завоевание Ханаана, захватил город, являющийся стратегическим центром страны, и превратил его в столицу, которая не принадлежала ни одному из колен, а потому могла служить символом единства.
     
Иерусалим, который до того находился под властью иевусеев, маленького ханаанского племени, был расположен на перекрестке дорог, связывавших Заиорданье и побережье, а также север и юг страны. Он стоял на холмах, окруженных долиной, и его легко было защищать, что и доказали иевусеи. Находясь в приятной горной климатической зоне, Иерусалим получал зимой достаточное количество осадков, чтобы обеспечить себя водой на лето, и, кроме того, у подножья горы протекал непересыхающий источник.
Чтобы овладеть городом, Давид вновь пошел непроторенным путем, послав Иоава во главе отряда, который проник в Иерусалим через прорубленный в скалах проход.
Если раньше, когда колена сынов Израиля враждовали друг с другом, филистимляне не возражали против того, что их бывший союзник правит коленом Иуды, то теперь, столкнувшись с царем, стоящим во главе объединенной нации и владеющим новой, прекрасно укрепленной столицей, они решили перейти в наступление.
     
Дав филистимлянам углубиться на территорию Иудеи, Давид дважды нанес им поражение. Вторая битва оказалась решающей.
     
Царь наступал через лес к юго-западу от Иерусалима, где его войско имело существенное преимущество над противником. Хорошо знающая местность, не обремененная тяжелым вооружением армия атаковала филистимлян и обратила их в бегство. Давид распространил свою власть на горные и прибрежные области, ограничив территорию филистимлян узкой полоской между Газой и Ашдодом.
Теперь он сделал следующий шаг: превратил Иерусалим в символ единства нации, перенеся туда Ковчег завета. Пророк Самуил сказал Давиду, что как воин, всю жизнь проведший на поле брани, он не может приступить к строительству священного Храма. Эту задачу следовало оставить для его преемников. Однако Давид сделал все необходимые приготовления для возведения Храма - средоточия духовной жизни Израиля.
    
Новый царь продолжал укреплять страну: разгромил остатки ханаанеян в Изреельской долине, нанес поражение моавитянам на востоке, жителям Эдома на юге и арамейцам на северо-востоке. На севере войско Давида дошло до Дамаска (Дамесека), где он расположил гарнизон, расширив подвластную ему территорию от реки Евфрат (в сегодняшнем Ираке) до "реки Египетской" (как полагают некоторые исследователи, это проток Эль-Ариш на Синайском полуострове).
Давид владел теперь тремя основными дорогами, связывающими Египет с Месопотамией: приморской, проходящей вдоль Иордана, и так называемой Царской дорогой, проложенной через пустыню в Заиорданье.
     
Что касается побережья, то Давид проявил там большую осторожность, предоставив филистимлянам, как мы видели, достаточную территорию и заключив союз с финикийским царем Хирамом из Тира (Цора). Очевидно, признав тот факт, что евреи не являются народом мореплавателей, в морской торговле Давид предпочел положиться на финикийцев и филистимлян.
     
Армия была реорганизована и укреплена наемниками. Все войско поделили на тысячи, сотни, полусотни и десятки. Уже Иисус Навин и Девора в определенных случаях делили свое войско на две, армии. Однако только Давид создал постоянные подразделения, каждое - со своим командиром. Они способны были действовать независимо и менять тактику в ходе боя применительно к ситуации. Для того времени, когда вся армия представляла собой недисциплинированную, неповоротливую массу, это была новаторская идея.
     
Помимо этого Давид создал специализированные войска, использовав боевые традиции и навыки различных племен. В Библии рассказывается, что воины из колена Вениамина были вооружены луками и пращами, колено Гада выставляло мобильные отряды щитоносцев, бойцы колен Иуды и Неффалима (Нафтали) были в основном копейщиками, колено Иссахара, располагавшееся за Иорданом, славилось талантливыми разведчиками и так далее.
Чтобы ослабить влияние внутриплеменных связей, Давид создал резервное войско. В нем в течение месяца служили представители всех колен. Вместе с тем, каждый боеспособный мужчина мог быть мобилизован в случае необходимости.
     
Тот первоначальный отряд, с которым Давид находился в изгнании, он преобразовал в два постоянных соединения воинов-профессионалов. Он также набрал отряд из иностранных наемников, включая филистимлян. Если не считать этих наемников, то сходство с современной израильской армией, с ее профессиональными частями, формированиями призывников и обученными резервами представляется очевидным.
Развивая партизанскую тактику, применявшуюся уже Иисусом Навином, Давид совершенствовал стратегию и тактику ведения боев в любых условиях. Вдобавок к постоянному использованию быстро передвигающихся соединений, способных ошеломить крупные силы противника, Давид использовал копейщиков, развертывая их как тяжелую пехоту при фронтальных столкновениях.
     
У себя в Иерусалиме Давид устроил роскошный царский двор взамен скромного военного лагеря, в котором привык жить Саул. Реорганизовав гражданское управление и институт священников- кохенов, Давид нуждался в более внушительной центральной администрации, чтобы управлять сложно организованным обществом, которое возникло в результате военных побед.
    
Давид распорядился о строительстве царской ставки, которая позже стала известна как Град Давида. То же название применялось и к Иерусалиму в целом. Недавние археологические раскопки в этом районе помогли точнее представить, как выглядела столица в библейские времена.
Великолепный дворец стал тем местом, где разыгралась драма, ставшая причиной многих бед, обрушившихся на царя. Как-то раз, прогуливаясь вечером по крыше дворца, Давид увидел красивую женщину, принимавшую ванну на крыше соседнего дома. Это была Вирсавия (Бат-Шева), жена хетта Урии, командира наемников, сражавшихся в это время против аммонитян. Давид вступил с нею в связь.
     
Когда Вирсавия забеременела, царь отозвал Урию из армии, надеясь, что тот встретится с женой и "покроет грех". Однако воин, получивший неожиданный отпуск, не позволил себе ночевать дома, пока его товарищи остаются на поле боя.
Тогда Давид прибег к несвойственной ему хитрости, чтобы избавиться от Урии и сохранить Вирсавию за собой. Он приказал Иоаву послать Урию на самый опасный участок фронта и бросить его там на произвол судьбы. Урия должным образом принял смерть, а Давид взял Вирсавию в жены.
Конечно, в этом случае Давид поступил как все деспоты того времени. В сущности, другой царь, вероятно, взял бы любую понравившуюся ему женщину и убил бы ее мужа, не прибегая ни к каким уловкам, но Давид не был обычным царем. Несмотря на победы и на достигнутую им власть, он как израильский монарх подчинялся нравственным законам.
      
Пророк Нафан (Натан), явившись перед царем, рассказал ему притчу о богаче и бедняке. Богатый обладал большими стадами, у бедного же была только одна овечка, которую тот лелеял и холил. Тем не менее, когда к богачу пришел гость, тот отобрал у бедного ягненка и зарезал его вместо собственного барана. Ни минуты не колеблясь, Давид воскликнул, что богач должен быть приговорен к смерти.
"Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что он не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек. "
Нафан бестрепетно высказал Давиду, что за этот грех ему не только суждено непрерывно вести войны, но беда коснется его собственной семьи. Кроме того, сын Вирсавии, зачатый в грехе, умрет.
Признав свой грех, Давид каялся и постился, надеясь таким образом спасти жизнь сына. Когда мальчик умер, Давид отказался оплакивать его:
"Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне."
В Библии Давид предстает как любящий, способный прощать отец, может быть, даже слишком терпимый к сыновьям Амнону и Авессалому (Авшалому). Амнон полюбил свою единокровную сестру Фамарь (Тамар) и пытался соблазнить ее. Когда Фамарь стала сопротивляться, Амнон изнасиловал ее и выбросил из своего дома. Униженную Фамарь взял к себе ее брат Авессалом, который поклялся отомстить.
Библия рассказывает нам, как Давид, услыхав о происшедшем, "разгневался сильно". Такая реакция на обесчещение дочери представляется удивительно мягкой, особенно если учесть, что никаких свидетельств о наказании Амнона нет.
     
Через два года Авессалом сам покарал Амнона, приказав своим слугам убить его, после того как тот напился пьян. Убив брата, Авессалом бежал от гнева отца, однако у нас не имеется почти никаких данных, говорящих о готовности Давида навести порядок в собственном доме. Напротив, ясно, что Давид отчаянно скучал по сыну.
     
Огромный двор Давида, возможно, необходимый для управления таким большим царством, имел и множество недостатков. Атмосфера интриганства прекрасно иллюстрируется тем, как полководец Иоав добился согласия Давида на возвращение Авессалома. Иоав, простой и отважный воин, который когда-то не смог понять политических расчетов своего владыки, сам стал интриганом, и для того, чтобы вернуть Авессалома в Иерусалим, прибег к хитрости.
Вместо того, чтобы обратиться к Давиду напрямую, он уговорил одну женщину явиться к Давиду и рассказать ему выдуманную историю о двух ее сыновьях. Иоав, конечно, не обладал красноречием Нафана, и Давид мгновенно раскусил замысел своего военачальника. Тем не менее царь не стал возражать против возвращения Авессалома. Прошло, однако, еще два года, прежде чем Давид согласился на полное примирение. Никаких указаний на то, что Авессалом испытывал признательность к своему отцу, нет. Напротив, он сразу же начал подыскивать себе сторонников, заявляя, что будет лучшим судьей для народа, чем Давид, и набрал себе охрану из конников и колесничих.
Одним из сямых привлекательных качеств Давида была верность в дружбе и любви. Даже когда Саул безжалостно преследовал его и делал все возможное, чтобы его убить, Давид не поднял на него руку. Теперь, когда Авессалом, не скрываясь, готовил переворот, царь не хотел этому верить, пока не оказалось слишком поздно.
Преданный некоторыми из ведущих своих советников, Давид бежал за Иордан, оставив Иерусалим во власти Авессалома. Покидая созданную им столицу, Давид был вдобавок унижен Семеем (Шими), человеком из колена Вениамина, к которому принадлежал и Саул. Семей оскорбил Давида, назвав его "кровопийцей". В угнетенном состоянии духа Давид даже не позволил своим спутникам наказать этого человека.
Казалось, великий царь достиг конца своего пути, однако его исключительная гибкость и отвага еще не были исчерпаны. Поскольку многие его люди переметнулись на сторону Авессалома, то не составило труда подослать к сыну еще одного советника - Хусия (Хушая).
      
Давиду требовалось время, чтобы собраться с силами, и Хусий помог ему в этом, отсоветовав Авессалому немедленно начинать атаку. Вместо этого он убедил молодого человека собрать большую армию, с тем, чтобы двинуть ее против царя.
Разделив свои силы на три отряда, Давид согласился на просьбу своих военачальников не становиться во главе войска, но повелел им проявить милосердие к восставшему сыну:
"И приказал царь Иоаву и Авессе (Авишаю) и Еффею (Иттаю), говоря:
сберегите мне отрока Авессалома. И все люди слушали, как приказывал царь всем начальникам о Авессаломе"
Очевидно, в этот момент верный царю Иоав взял инициативу в свои руки. Приведя царское войско к победе, он погнался за Авессаломом и убил его. Скорбя о погибшем сыне, Давид оплакивал его:
"Сын мой Авессалом! Сын мой... кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой!.."
     
Ворвавшись к царю, Иоав начал упрекать своего вождя:
"Ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя",
- и потребовал, чтобы Давид явился народу. На деле же беды Давида еще далеко не кончились. Его собственное племя - колено Иуды - вновь признало его царем, но другие колена сынов Израиля отвергли его власть и подняли восстание. Давид был вынужден начать войну против них, чтобы вернуть себе царство.
      
Вскоре после этого Давид купил у иевусея Аравны гумно и построил на нем жертвенник. Позже здесь был сооружен великолепный Иерусалимский храм.
     
Началась новая война с филистимлянами, и Давид, несмотря на преклонные годы, настоял на том, чтобы лично возглавить войско. Один из эпизодов битвы напоминает нам о юности Давида.
Огромный филистимлянин, вооруженный гигантским копьем и мечом, набросился на царя. Давид уже не был тем ловким, сильным юношей, который сразил Голиафа камнем, пущенным из пращи. Приготовившись защищаться, он едва не потерял сознание и был спасен своим племянником Авессой, который убил филистимлянина. Иесвий (Ишби), могучий филистимский воин, вполне мог бы быть сыном Голиафа, первого противника Давида, - он и описан как "один из потомков" великана.
После этого происшествия приближенные Давида недвусмысленно намекнули царю, что его роль как военачальника подошла к концу. Однако само его присутствие на поле боя показывает, что утратив былую быстроту и выносливость, он не стал менее храбрым. Таким образом, Давид завершил свою военную карьеру тем же, с чего ее начал, - встречей с филистимским великаном.
     
В последние годы жизни Давид, очевидно, отошел от политики. В этот период он обратился к воспоминаниям детства и сложил множество прекрасных псалмов.
Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
Пс" 22
Как поэт Давид бесспорно достиг бессмертия, однако и в старости ему не давали покоя придворные интриги. Адония, его старший сын и официальный наследник, обнаруживал явные признаки нетерпения, поскольку Давид проявлял благосклонность к Соломону (Шломо), сыну, которого родила ему Вирсавия после смерти их первого ребенка.
Несмотря на то, что у Давида было много жен и наложниц, Вирсавия стала главной любовью его жизни. Давид, по-видимому, с особой силой любил ее сына. Кроме того, он был заинтересован в том, чтобы обеспечить порядок престолонаследия, дабы после его смерти на троне воцарился способный правитель. Соломон был наделен мудростью, и это делало его подходящим царем для того сравнительно большого государства, каким стал Израиль.
Полководец Иоав и один из двух высших священников, Ави-афар (Эвиатар) открыто перешли на сторону Адонии, который устроил торжественный пир и совершил жертвоприношение. Собравшиеся гости приветствовали его как царя. Узнав об этом от Вирсавии и пророка Нафана, Давид приказал своим приближенным отвести Соломона к источнику в Кидронской долине и помазать его на царство.
Услышав об этом, испуганный Адония быстро отказался от своих притязаний и сдался на милость брата, который сохранил ему жизнь. Теперь препятствия на пути Соломона к трону Израильского царства были устранены, хотя страна и оставалась единой лишь до смерти этого мудрого правителя, который успешно правил нацией, сплоченной его отцом.
     
После того, как право на престол было закреплено за Соломоном, Давид умер. Второй царь Израиля превратил страну из конфедерации слабо связанных между собой племен в сильное государство. Он разгромил врагов своего народа и сделал евреев главной силой в этой части Ближнего Востока.
Давид создал мощную армию, централизованное, единое в религиозно-культурном отношении государство, которому было суждено большое будущее. Полководец, царь, вождь нации, мудрец и песнопевец, человек с присущими ему человеческими слабостями, Давид - самый сложный и интересный герой Библии, второй после Моисея выдающийся руководитель еврейского народа.