MY ISRAEL |
Когда гора услышала, что сыны Израиля вышли из Египта и направляются в Эрец-Исраэль, она переместилась к Красному морю, а в тот момент, когда воины фараона почти нагнали евреев, спустилась в море и позволила беглецам перебраться по ней на другой берег.
Четыре горы: Сион, Синай, Фавор и Кармел, гласит другая легенда, поспорили между собой, на которой из них Бог вручит Тору своему народу. Бог избрал Синай, но и остальным трем пообещал великую славу. На Сионе, сказал Он, будет воздвигнут Иерусалим, у подножья Фавора израильтяне под предводительством пророчицы Деборы одержат победу над царем ханаанским, а на Кармеле будет жить Илия-пророк.А еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармел.
Гора Кармел
1. Вершина горы. 2. Пещеры. 3. Монастырь кармелиток. 4. Речка Кишон. 5. Жертвенник Илии-пророка (Мухрака). 6. Деревня. 7. Пещера. 8. Монастырь. 9. Церковь Святой Терезы. 10. Пещера Илии-пророка. 11. Хайфа. 12. Илия-пророк расправляется со жрецами. 13. Дорога к монастырю кармелитов. 14. Один из лжепророков. 15. Путь в Кесарию. Рисунок XVII века |
Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармел местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармел горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе. Римский историк Светоний рассказывает о посещении Кармела римским императором Веспасианом, разрушившим Второй Храм:
"Между Иудеей и Самарией — гора Кармел. Там гора и там — бог. У бога нет пристанища и нет дома. По преданию, есть там жертвенник. Веспасиан совершал там жертвоприношения, и тогда вышел служитель и сказал: "Всякое дело, какое ни задумаешь, — построить ли дом или разрушить чужие владения — но всем тебе будет удача и благословение". Название Кармел состоит из двух ивритских слов: "керем", "эль" (керем — виноградник, эль — бог). Действительно, в древности склоны Кармела были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие.
Во время арабских волнений 1929 года друзский шейх, живший на Кармеле, опубликовал призыв к своим единоверцам не участвовать в нападении арабских вооруженных отрядов на евреев. Друзы передавали евреям информацию о готовящихся нападениях.В 1948 г. во время Войны за Независимость арабы устраивали засады ил Кармеле, нападали на еврейские машины и убивали всех, кто к ним попадал. Когда же гора Кармел перешла в руки Хаганы, арабы, опасаясь возмездия, бежали.
В 1937 г. обсуждался план выкупа друзских земель на Кармеле Еврейским Агентством. Друзы хотели перебраться в Ливан, где проживала основная часть их общины, а евреи были заинтересованы в развитии и заселении Кармела. Из-за бюрократической волокиты сделка так и не состоялась, и начавшаяся вскоре Вторая мировая война заставила обе стороны позабыть о ней. На Кармеле остались только две друзские деревни: Исфия и Далият ал-Кармил.
В июне 1942 г. африканский корпус армии Роммеля в Египте приблизился к Александрии, откуда он должен был двинуться на Палестину. А англичане располагали всего 70-тью танками. Полумиллионное еврейское население Палестины понимало, чем грозит ему германская оккупация. Одни стремились вступить в ряды британской армии, другие считали целесооб разным создавать партизанские отряды, а женщин и детей вывезти на Кипр, а возможно, и и Индию, третьи ухватились за так называемый "план Кармел". Автором его был профессор Йоханан Ратнер. Он считал, что гору Кармел можно превратить в неприступную крепость, так как топографические условия района позволяют в короткий срок соорудить достаточно надежные укрепления. Различные механические мастерские должны были заняться изготовлением мин, а строительная компания Солел-Боне начала делать брустверы и надолбы. Уже были устроены продовольственные склады, установлены специальные цистерны с водой, сооружены дзоты и отдан приказ о создании частей обороны и ударных отрядов. "Поскольку немцы, — рассуждал Ратнер, — будут утомлены войной с англичанами, они вряд ли тотчис бросятся на штурм еврейской крепости". Сколь наивным ни казался бы этот план сегодня, в те времена за неимением лучшего ом был одобрен. Однако в октябре 1942 г. английская армия под командованием Монтгомери остановила немецкое наступление в Африке, и "план Кармел", к счастью для евреев Палестины, не пришлось проверить на деле.
В Книгах Царств описывается, как жена царя северного Израильского царства Изевел, дочь царя Сидонского, заставила мужа Ахава строить повсюду капища и жертвенники языческому богу Ваалу. А тех, кто противился, Изевел истребляла. Тогда Илия-пророк послал засуху, да такую, что даже в царском дворце узнали голод: "<...> Жив Господь, БогИзраилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (I Ц., 17:1). Перепуганный Ахав отправился разыскивать Илию. Тот велел позвать пророков Ваала на Кармел и собрать туда весь народ. Когда же народ собрался, Илия предложил принести жертву всесожжения — каждый по своему разумению, и чья жертва будет принята, тот и есть служитель истинного Господа. Жрецы Ваала приготовили жертву и скакали вокруг нее с утра до полудня, и кричали громким голосом, и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась из ран, но не было им ни ответа, ни знака, и жертва их так и осталась лежать нетронутой. Когда же наступил вечер, сказал Илия: "Услышь меня, Господи! <...> Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог" (I Ц., 18:37). И упал огонь на жертву Илии и поглотил ее. "Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: "Господь есть Бог!" (I Ц., 18:39). Народ набросился на пророков Ваала и перебил их. В ту же ночь небо сделалось черным от туч, и хлынул ливень. Засуха кончилась.У входа в монастырь стоит статуя Илии-пророка, вооруженного мечом, тем самым, которым он расправлялся с посрамленными жрецами. Во время Войны за Независимость статуя пострадала. Арабские отряды после очередного поражения отломали карающую руку воинственного пророка, притащили ее в свой лагерь и разбили на мелкие кусочки. После войны монахи приделали статуе новую руку. С плоской крыши монастыря открывается прекрасный вид на Средиземное море, Саронскую долину, горы Самарии, горы Гилбоа, Изреельскую долину, Назарет, а при ясной погоде — и на заснеженную вершину Хермона.