MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ

Rambler's Top100

ГОРА КАРМЕЛ (КАРМИЛ)

      Гора Кармел во все времена и у всех народов считалась святой. И евреи, и христиане, и мусульмане считают, что в пещере на ее склоне некогда жил Илия-пророк.
      Много старинных преданий связано с Кармелом. Вот одно их них.
     Когда гора услышала, что сыны Израиля вышли из Египта и направляются в Эрец-Исраэль, она переместилась к Красному морю, а в тот момент, когда воины фараона почти нагнали евреев, спустилась в море и позволила беглецам перебраться по ней на другой берег.
     Четыре горы: Сион, Синай, Фавор и Кармел, гласит другая легенда, поспорили между собой, на которой из них Бог вручит Тору своему народу. Бог избрал Синай, но и остальным трем пообещал великую славу. На Сионе, сказал Он, будет воздвигнут Иерусалим, у подножья Фавора израильтяне под предводительством пророчицы Деборы одержат победу над царем ханаанским, а на Кармеле будет жить Илия-пророк.
      А еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармел.
Гора Кармел
Гора Кармел 1. Вершина горы. 2. Пещеры. 3. Монастырь кармелиток. 4. Речка Кишон. 5. Жертвенник Илии-пророка (Мухрака). 6. Деревня. 7. Пещера. 8. Монастырь. 9. Церковь Святой Терезы. 10. Пещера Илии-пророка. 11. Хайфа. 12. Илия-пророк расправляется со жрецами. 13. Дорога к монастырю кармелитов. 14. Один из лжепророков. 15. Путь в Кесарию.
Рисунок XVII века

      Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармел местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармел горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе. Римский историк Светоний рассказывает о посещении Кармела римским императором Веспасианом, разрушившим Второй Храм:

"Между Иудеей и Самарией — гора Кармел. Там гора и там — бог. У бога нет пристанища и нет дома. По преданию, есть там жертвенник. Веспасиан совершал там жертвоприношения, и тогда вышел служитель и сказал: "Всякое дело, какое ни задумаешь, — построить ли дом или разрушить чужие владения — но всем тебе будет удача и благословение"
.      Название Кармел состоит из двух ивритских слов: "керем", "эль" (керем — виноградник, эль — бог). Действительно, в древности склоны Кармела были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие.
      Гора Кармел — часть одноименного кряжа, с трех сторон окруженного долинами: Изреельской, Саронской и долиной Звулуна. Река Йокне'ам отделяет Кармел от гор Самарии. На западе, в районе Хайфы, Кармел вплотную подступает к Средиземному морю. Воды, стекающие с ее склонов, питают две речки: Кишон и Орен. В зимнее время здесь выпадают обильные дожди.
гора Кармел      На горе, особенно в западной ее части, много естественных карстовых пещер. Человек облюбовал их для поселения и стоянок еще в тот далекий период истории, который называется палеолитом. Селился человек в пещерах Кармела и в более поздние времена.
      В ХИ1-ХП вв. до н.э. гора Кармел служила естественной границей между израильскими коленами и финикийцами. В библейские времена Кармел входил и надел колена Ашера. Потом эти земли захватили ассирийцы. Веками Кармел переходил из рук в руки, его завоевывали то вавилоняне, то персы, то финикийцы. Александр Македонский использовал эту гору как удобный стратегический плацдарм и построил тут военные лагеря.
      А когда после разрушения римлянами Второго Храма евреи из центра страны устремились на север, на склонах Кармела одно за другим начали появляться еврейские поселения. Сегодня археологам известны 16 еврейских городов и 21 поселение того периода. Однако вскоре их жители покинули эти места, так как условия существования в районе Кармела стали тяжелыми. Наибольшего расцвета район Кармела достиг в римско-византийскую эпоху, когда прибрежные города получили автономию.
      Значение Кармела вновь возрастает в средние века, когда крестоносцы исполыонали его как наблюдательный пункт. Хайфа в то время стала центром сеньории . В это же время возник знаменитый орден кармелитов, монастыри которою существуют здесь и сегодня: Стелла Марис в Хайфе и Мухрака на юго-восточпом склоне горы Кармел.
      С приходом мамлюков крестоносцы и с ними монахи покинули Кармел. Основную часть населения составляли тогда арабы-мусульмане, занимавшиеся сельским хозяйством. И последние 300 лет на Кармеле, как и в горах Галилеи, начали селиться друзы и на склонах Кармела появилось 17 друзских деревень. Жители этих деревень постоянно страдали от притеснения турецких властей и местных мусульман, что и заставило их искать себе союзника в лице евреев.
     Во время арабских волнений 1929 года друзский шейх, живший на Кармеле, опубликовал призыв к своим единоверцам не участвовать в нападении арабских вооруженных отрядов на евреев. Друзы передавали евреям информацию о готовящихся нападениях.
      В 1937 г. обсуждался план выкупа друзских земель на Кармеле Еврейским Агентством. Друзы хотели перебраться в Ливан, где проживала основная часть их общины, а евреи были заинтересованы в развитии и заселении Кармела. Из-за бюрократической волокиты сделка так и не состоялась, и начавшаяся вскоре Вторая мировая война заставила обе стороны позабыть о ней. На Кармеле остались только две друзские деревни: Исфия и Далият ал-Кармил.
      В июне 1942 г. африканский корпус армии Роммеля в Египте приблизился к Александрии, откуда он должен был двинуться на Палестину. А англичане располагали всего 70-тью танками. Полумиллионное еврейское население Палестины понимало, чем грозит ему германская оккупация. Одни стремились вступить в ряды британской армии, другие считали целесооб разным создавать партизанские отряды, а женщин и детей вывезти на Кипр, а возможно, и и Индию, третьи ухватились за так называемый "план Кармел". Автором его был профессор Йоханан Ратнер. Он считал, что гору Кармел можно превратить в неприступную крепость, так как топографические условия района позволяют в короткий срок соорудить достаточно надежные укрепления. Различные механические мастерские должны были заняться изготовлением мин, а строительная компания Солел-Боне начала делать брустверы и надолбы. Уже были устроены продовольственные склады, установлены специальные цистерны с водой, сооружены дзоты и отдан приказ о создании частей обороны и ударных отрядов. "Поскольку немцы, — рассуждал Ратнер, — будут утомлены войной с англичанами, они вряд ли тотчис бросятся на штурм еврейской крепости". Сколь наивным ни казался бы этот план сегодня, в те времена за неимением лучшего ом был одобрен. Однако в октябре 1942 г. английская армия под командованием Монтгомери остановила немецкое наступление в Африке, и "план Кармел", к счастью для евреев Палестины, не пришлось проверить на деле.
      В 1948 г. во время Войны за Независимость арабы устраивали засады ил Кармеле, нападали на еврейские машины и убивали всех, кто к ним попадал. Когда же гора Кармел перешла в руки Хаганы, арабы, опасаясь возмездия, бежали.
      После войны в районе Кармела возникли новые еврейские города и поселения, в том числе поселение художников Эйн-Ход.
      В 1970 г. гора Кармел была объявлена заповедником. Наряду с остатками естественных лесов (дуб и рожковое дерево), здесь много молодых насаждений (сосна, кипарис и др.). Весной склоны Кармела покрываются цветущими маками, фиалками, нарциссами. Маленькой Швейцарией называют израильтяне этот район.

      Пещеры первобытного человека. Возле речки Ме'арот расположены четыре знаменитые пещеры: Гамал, Гди, Нахаль и Танур. Археологи обнаружили в них множество культурных слоев, свидетельствующих о непрерывном пребывании здесь людей на протяжении 250 тысяч лет. С поселениями в районе Кармела могут сравниться по древности лишь стоянки первобытного человека на территории нынешней Франции и Южной Африки. Первобытный человек, к счастью археологов, не утруждал себя уборкой: все отбросы оставались в самих пещерах или возле них и постепенно утрамбовывались. "Пол" некоторых пещер имеет 20 метров толщины. Раскопки в нем подтвердили, что первобытный человек занимался охотой и рыболовством.
      Тут же в пещерах были обнаружены захоронения. Изучив черепа и скелеты, антропологи пришли к выводу, что здесь обитал особый тип первобытного человека, названный "хомо кармелитис" (человек Кармела), или "хомо эрец-исраэли" (человек из Эрец-Исраэль), который находился на промежуточной ступени между неандертальцем и "хомо сапиенс" (человеком разумным). В одной из пещер (Нахаль) воспроизведены сцены из жизни первобытного человека.
      По берегам речки Орен тоже были найдены остатки древних поселений.
      Можно с уверенностью сказать, что Кармел и сегодня скрывает волнующие тайны, и работы тут хватит не одному поколению археологов.

      Монастырь кармелитов Мухрака (в переводе с арабского значит "всесожжение"). Название "всесожжение" связано со следующей библейской историей.
     В Книгах Царств описывается, как жена царя памятник Илие-пророкусеверного Израильского царства Изевел, дочь царя Сидонского, заставила мужа Ахава строить повсюду капища и жертвенники языческому богу Ваалу. А тех, кто противился, Изевел истребляла. Тогда Илия-пророк послал засуху, да такую, что даже в царском дворце узнали голод: "<...> Жив Господь, БогИзраилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (I Ц., 17:1). Перепуганный Ахав отправился разыскивать Илию. Тот велел позвать пророков Ваала на Кармел и собрать туда весь народ. Когда же народ собрался, Илия предложил принести жертву всесожжения — каждый по своему разумению, и чья жертва будет принята, тот и есть служитель истинного Господа. Жрецы Ваала приготовили жертву и скакали вокруг нее с утра до полудня, и кричали громким голосом, и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась из ран, но не было им ни ответа, ни знака, и жертва их так и осталась лежать нетронутой. Когда же наступил вечер, сказал Илия: "Услышь меня, Господи! <...> Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог" (I Ц., 18:37). И упал огонь на жертву Илии и поглотил ее. "Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: "Господь есть Бог!" (I Ц., 18:39). Народ набросился на пророков Ваала и перебил их. В ту же ночь небо сделалось черным от туч, и хлынул ливень. Засуха кончилась.
      У входа в монастырь стоит статуя Илии-пророка, вооруженного мечом, тем самым, которым он расправлялся с посрамленными жрецами. Во время Войны за Независимость статуя пострадала. Арабские отряды после очередного поражения отломали карающую руку воинственного пророка, притащили ее в свой лагерь и разбили на мелкие кусочки. После войны монахи приделали статуе новую руку. С плоской крыши монастыря открывается прекрасный вид на Средиземное море, Саронскую долину, горы Самарии, горы Гилбоа, Изреельскую долину, Назарет, а при ясной погоде — и на заснеженную вершину Хермона.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Спасибо! Тода раба! Thank you!



Hosted by uCoz