MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ


Rambler's Top100

ИУДАИЗМ

     Первая монотеистическая религия в мире. Появляется, очевидно, в 20 в. до н. э. Первый провозвестник - праотец Авраам, первый кодификатор закона — Моисей. Главное положение — Бог один, един, всемогущ и является не существом, а теологической функцией. Теология базируется на подробно перечисленных в Моисеевом Пятикнижии — Торе законах, объяснение которым дается так называемой Устной Торой, передававшейся изустно до периода после разрушения Второго Храма, когда устный закон также был кодифицирован и записан в ряде книг, составляющих Талмуд, что в переводе означает «Учение». Основная часть Талмуда называется «Мишна». Рабби ха-Наси окончательно кодифицировал и записал Мишну, начатую еще Йохананом Бен-Заккаем примерно в 200 г. н. э. в Бейт Шеарим. Мишна состоит из трех книг: первая — собственно Мишна, составленная из мидрашей, Галахи, Мишна-агада и протоколов Синедриона. Вторая — Барайта (что означает «Внешняя» ), представляющая собой комментарии к Мишне. Третья — Тосафта («Дополнительная»), добавочные комментарии. Талмуд состоит, в свою очередь, из Мишны и Гемарры, последняя — сборник обсуждении Мишны при помощи аппарата Барайты и Тосафты.
      Всего существует 613 заповедей, большая часть которых принадлежит к типу «не делай», а меньшая — «делай». Значительная часть этих заповедей в настоящее мремя не применяется, поскольку относится к Храму и храмовым службам. Среди 613 заповедей есть 10 основных, устанавливающих единобожие, запрещающих поклонение идолам, убийство, прелюбодеяние, кровосмешение, воровство и Предписывающих выполнять законы субботы-Шабата. Эти 10 заповедей легли позже в основу морали западной цивилизации и большей частью переняты христианством, исламом и другими религиями. Святой книгой является то, что христиане называют «Ветхий Завет», а евреи «ТАНАХ».
     В основу современной ортодоксальной традиции легли значительно усиленные законы выполнения шаббата — запрещение пользоваться огнем и электричеством, писать, играть на музыкальных инструментах и выполнять всяческую работу, а также законы «кашрута», регулирующие съедобность тех или иных продуктов. Кашрут запрещает есть, готовить и даже хранить мясное вместе с молочным, употреблять в пищу определенные виды животных, птиц и рыб, предписывает забивать животных и обрабатывать мясо определенным образом, выращивать съедобные растения и собирать их по определенным правилам, а также запрещает употреблять продукты брожения в праздник Пейсах. Устав жизни ортодоксального еврея очень жесткий, определяется буквально каждый поступок в каждой ситуации, регулируется семейная жизнь, предписывается ношение определенной одежды, строгое выполнение праздничных обрядов, молитв и тому подобное. Кроме того, в иудаизме строжайше запрещено миссионерство и пропаганда учения среди неевреев. Вместе с тем иудаизм впервые приносит в мир ряд идей о соответствии наказания проступку, о равенстве перед законом, о существовании законов не только физических, но и нравственных.
      Относительно новой в иудаизме (8-7 в. до н. э.) является мессианская идея, предсказывающая появление на земле посланника Всевышнего, задача которого является привести наш мир к новому счастливому состоянию, в котором нет войн, конфликтов и болезней и будет восстановлен Иерусалимский Храм, называемый Третьим. Посланца этого называют «Машиах» — помазанник, в том же смысле, в каком помазанниками были цари Саул и Давид и должен он быть прямым потомком царя Давида по мужской линии. Эту идею разрабатывают пророки Исайя, Иеремия, Осия, Даниил и Амос. На этой идее позже вырастают христианство и другие мессианские религии. С точки зрения иудаизма Мессия еще не пришел. Сегодня в иудаизме существуют различные течения, относящиеся по-разному к строгости выполнения законов или к их толкованию. Основное течение — ортодоксальное — базируется на принципе буквального выполнения сводов законов Галахи, основывающихся на толковании Талмуда. Среди ортодоксов есть, с одной стороны, ультра, не читающие газет, не смотрящие телевизор, не разговаривающие на иврите, поскольку, с их точки зрения, это — святой язык для молитв, и даже не принимающих светское государство Израиль — до прихода Мессии. На другом конце ортодоксального течения так называемые, вязаные кипы, полноценные члены общества, служащие в армии в отборных войсках, наиболее образованная и политически активная часть израильского общества. Консерваторы близки к ортодоксам, однако пытаются изменить толкование законов иудаизма применительно к современному обществу, а реформисты практически полностью отрицают как Галаху, так и многие законы Торы, оставляя лишь малую часть, да и то в сильно измененном виде. На сегодняшний день 25% еврейского населения страны считают себя религиозными и носят головные уборы — «кипы», 40% выполняют, по крайней мере частично, законы Шаббата и около 65% подчиняются более или менее законам кашрута. Законы Судного Дня — Йом Кипур, самого строгого еврейского праздника и поста так или иначе выполняют 95% евреев.

*

Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru      

Спасибо! Тода раба! Thank you!

Hosted by uCoz