MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ

Rambler's Top100

ГОРА МЕРОН И ЕЕ ОКРЕСТНОСТИ

     Живописная, покрытая зеленью гора Мерон вовышается над всеми горами Верхней Галилеи (многие исследователи считают, что название Мерон происходит от слова "мером" - высокое место). С нее хорошо видно Цфат и соседние вершины Галилейских гор. Зимой эдесь выпадают обильные дожди, а летом воздух чист и прозрачен.
     В древние времена у подножия горы Мерон на перекрестке важных торговых и военных путей было поселение Мерон. Оно числится в списке ханаанских городов и селений, покоренных египетскими фараонами.
Так, Рамсес II придавал особое значение взятию Мерома и приказал на воротах своего храма в Египте высечь изображение крепости Мерон и египетского воина, ведущего в плен жителей покоренного селения.
     Неподалеку бьет источник под названием Мером, где произошло знаменитое сражение Иисуса Навина с ханаанеями. После победы сынов Израилевых у источника Мером вся Галилея отошла к ним.
     Вновь поселение Мерон прославилось во время Иудейской войны. В самом ее начале тогдашний руководитель повстанцев в Галилее Йосеф бен Маттитьяху (впоследствии известный историк Иосиф Флавий) укрепил Мерон, предвидя, что римляне вступят в Эрец- Исраэль со стороны Галилеи.
     После поражения евреев в Иудейской войне гора Мерон приобрела особую известность в еврейском мире, так как туда переселилось много еврейских мудрецов.
     Среди них был один из выдающихся учеников рабби Акивы - Шим'он бар Йохай. Он жил в эпоху жестоких преследований евреев римлянами после падения Второго Храма. "Все, что римляне устроили, - говорил бар Йохай, - они делали лишь в корыстных целях. Построили рынки, чтобы продавать там блудниц, бани, чтобы самим наслаждаться в них, мосты, чтобы взимать пошлину". Римляне хотели казнить непокорного равввина, но бар Йохай бежал вместе с сыном Эл'азаром и 13 лет пржил в пещере недалеко от Цфата. По преданию, возле пещеры выросло рожковое дерево и забил источник. Во все дни, когда бар Йохай и его сын погружались в изучение Торы, пещера наполнялась странным сиянием. Может отсюда и название его книги Зохар (сияние). Книга считается основой Каббалы. Когда через 13 лет рабби Йохай и его сын вышли из пещеры, они поселились в Мероне и занимались с многочисленными учениками. Как жизнь, так и смерть рабби оказались необычными. Умер он, согласно преданию, когда во время занятий дошел в своей книге Зохар до слов: "И благославил Господь жизнь навсегда." Весь тот день огненный столб стоял в комнате, где лежал рабби, а потом над горами раздался голос: "Вставайте и собирайтесь на большое веселье к рабби Шим'ону бар Йохаю!" С тех пор существует обычай приходить на его могилу на горе Мерон, веселиться и зажигать костры по всей стране.
     Этот праздник - Лаг ба-Омер -начинается на 33 день после начала Песаха: с XVII в. каббалисты считают, что рабби бар Йохай умер в этот день. Позже в празднике стали принимать участие и арабы, у них появилось свое название Ид-Шаала (праздник зажигания).
     В XVII в. на могиле рабби возникла еще одна традиция - "халака" (от арвб. "стричь") - первый раз стричь волосы трехлетним мальчикам. Ее начали жители Цфата, потому что первым привел сюда стричь своего трехлетнего сына знаменитый каббалист Цфата Ицхак Лурия (ха-Ари).
     В новое время евреев в окрестностях горы Мерон осталось мало, и арабы установили налог для тех, кто хотел подняться к могиле.
     Во время Войны за Независимость гору Мерон и окрестности заняли арабские войска. Немногие евреи, которые жили там, бежали. Лишь в конце Войны за Независимость Армии Обороны Израиля удалось вытеснить арабов. Через короткое время после Войны за Независимость на месте древнего поселения Мерон возникло новое того же названия.

Могилы возле древнего селения Мерон.

     Еще до того как на горе Мерон похоронили рабби Шим'она бар Йохая, на ней похоронили знаменитых законоучителей Хиллела и Шаммая.
     Оба жили при царе Ироде и основали две известныешколы: "Бет-Шаммай" и "Бет-Хиллел". Хилел родился в Вавилоне затем учился в Иерусалиме, где жил в большой бедности. Это не помешало ему занять высший религиозный пост председателя Синендриона. Он всегда оставался простым и скромным человеком. Шаммай был человеком сухого рационального ума и славился непреклонностью суждений и раздражительностью. Широко известна следующая легенда: некий иноверец заявил Шаммаю, что готов перейти в иудаизм, если ему объяснят сущность Торы за то время, что он может простоять на одной ноге. Шаммай его прогнал. Тогда он обратился к Хиллелу, и тот сказал: "Суть Торы состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе; все прочее - толкование." Эта фраза Хиллела стала крылатой. Считают, что сечас хороши устаноаления Хиллела, но после прихода Мессии будут жить по более строгим правилам Шаммая.

Синагога Шим'она бар Йохая.

     Она сохранилась с древних времен. Ее относят к талмудической эпохе и считают одной из самых интересных. Одна часть синагоги высечена прямо в скале.
     С горы Мерон видна пятиметровая скала. Ее называют по-разному: либо Троном Мессии, либо Троном Илии-пророка. Евреи верят, что, когда после конца дней перед приходом Мессиии появится Илия-пророк, он сядет на скалу и затрубит в большой шофар, возвещая освобождение.

Гуш-Халав (сгусток молока).

     Так назывался древний город, который когда-то находился в 4-х км от Мерона. Тучными пастбищами, прекрасными стадами и обилием молока прославился этот город в древнем мире. Греки называли его Гисхала, что в переводе значит "глыба тучной земли".
     Город прославился не только своими богатствами. Из него вышел знаменитый герой Иудейской войны Иоанн Гисхальский. Он пытался удержать своих сограждан от битвы с римлянами, но когда те сожгли Гуш-Халав, Иоанн Гисхальский со своим войском напал на них и разбил. Затем он восстановил город, возвел вокруг него стены и защищал его. Из всех городов Галилеи Гуш-Халав пал последним.
     Согласно христианской традиции, в Гуш-Халаве жили родители апостола Павла.
     В новое время на месте древнего города Гуш-Халава выросла арабская деревня Джиш, где поселились марониты (ливанские католики) и друзы. Во время землетрясения 1887 г. все 235 жителей деревни погибли. Но деревня возродилась заново.

HOME      

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru



Hosted by uCoz