MY ISRAEL |
Так, Рамсес II придавал особое значение взятию Мерома и приказал на воротах своего храма в Египте высечь изображение крепости Мерон и египетского воина, ведущего в плен жителей покоренного селения.Неподалеку бьет источник под названием Мером, где произошло знаменитое сражение Иисуса Навина с ханаанеями. После победы сынов Израилевых у источника Мером вся Галилея отошла к ним.
Среди них был один из выдающихся учеников рабби Акивы - Шим'он бар Йохай. Он жил в эпоху жестоких преследований евреев римлянами после падения Второго Храма. "Все, что римляне устроили, - говорил бар Йохай, - они делали лишь в корыстных целях. Построили рынки, чтобы продавать там блудниц, бани, чтобы самим наслаждаться в них, мосты, чтобы взимать пошлину". Римляне хотели казнить непокорного равввина, но бар Йохай бежал вместе с сыном Эл'азаром и 13 лет пржил в пещере недалеко от Цфата. По преданию, возле пещеры выросло рожковое дерево и забил источник. Во все дни, когда бар Йохай и его сын погружались в изучение Торы, пещера наполнялась странным сиянием. Может отсюда и название его книги Зохар (сияние). Книга считается основой Каббалы. Когда через 13 лет рабби Йохай и его сын вышли из пещеры, они поселились в Мероне и занимались с многочисленными учениками. Как жизнь, так и смерть рабби оказались необычными. Умер он, согласно преданию, когда во время занятий дошел в своей книге Зохар до слов: "И благославил Господь жизнь навсегда." Весь тот день огненный столб стоял в комнате, где лежал рабби, а потом над горами раздался голос: "Вставайте и собирайтесь на большое веселье к рабби Шим'ону бар Йохаю!" С тех пор существует обычай приходить на его могилу на горе Мерон, веселиться и зажигать костры по всей стране.В новое время евреев в окрестностях горы Мерон осталось мало, и арабы установили налог для тех, кто хотел подняться к могиле.
Этот праздник - Лаг ба-Омер -начинается на 33 день после начала Песаха: с XVII в. каббалисты считают, что рабби бар Йохай умер в этот день. Позже в празднике стали принимать участие и арабы, у них появилось свое название Ид-Шаала (праздник зажигания).
В XVII в. на могиле рабби возникла еще одна традиция - "халака" (от арвб. "стричь") - первый раз стричь волосы трехлетним мальчикам. Ее начали жители Цфата, потому что первым привел сюда стричь своего трехлетнего сына знаменитый каббалист Цфата Ицхак Лурия (ха-Ари).
Оба жили при царе Ироде и основали две известныешколы: "Бет-Шаммай" и "Бет-Хиллел". Хилел родился в Вавилоне затем учился в Иерусалиме, где жил в большой бедности. Это не помешало ему занять высший религиозный пост председателя Синендриона. Он всегда оставался простым и скромным человеком. Шаммай был человеком сухого рационального ума и славился непреклонностью суждений и раздражительностью. Широко известна следующая легенда: некий иноверец заявил Шаммаю, что готов перейти в иудаизм, если ему объяснят сущность Торы за то время, что он может простоять на одной ноге. Шаммай его прогнал. Тогда он обратился к Хиллелу, и тот сказал: "Суть Торы состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе; все прочее - толкование." Эта фраза Хиллела стала крылатой. Считают, что сечас хороши устаноаления Хиллела, но после прихода Мессии будут жить по более строгим правилам Шаммая.