Rambler's Top100

ЦИППОРИ (СЕПФОРИС)

Циппори

     Название Ципори происходит от еврейского слова "ципор" - "птица". Город располагается на живописном холме. Если взойти на его вершину холма, можно понять, откуда появилось его романтичное название. Ведь глядя сверху, Циппори (птица).кажется, что город, подобно огромной белой птице, вот-вот взмахнет крыльями и взлетит - такой простор открывается вокруг.
     Первое письменное упоминание о городе появляется у Иосифа Флавия в "Иудейских древностях", где он пишет о попытке наследников Александра Македонского захватить Циппори.
      Расположение Ципори очень понравилось Царю Ироду, и, став правителем Галилеи, он сделал этот город своей столицей. После смерти Ирода начались междоусобные распри, в результате которых Ципори был сожжен римскими легионами. Римляне продали жителей в рабство, а город переименовали в Сепфорис.
      Вскоре сын Ирода Великого, Ирод Антипа, отстроил его заново. С тех пор город, хотя и сохранял лояльность к Риму, приобрел особый еврейский колорит.
      В 4 веке нашей эры Ципори входит в состав Византийской империи. В это время сюда переехало немало христиан, которые селились по соседству с евреями. Позже город постоянно переходил из рук в руки от одних иноземных захватчиков к другим. Сначала его завоевали арабы, потом крестоносцы, затем снова арабы и, наконец, пришедшие им на смену турки-османы. Совсем не удивительно, что здесь повсюду так много свидетельств прошлого. На склоне холма можно увидеть развалины римского театра. Ученым удалось установить, что он мог разместить четыре с половиной тысячи зрителей. До сих пор, при взгляде это здание, кается, что в нем вот-вот начнется представление. Как и в других городах, где есть римские постройки, в Ципори трудно определить, в каком здании жили римляне, а в каком евреи. Основным архитектурным стилем первых веков нашей эры был римско-греческий, и все здания возводились в этом стиле. Еврейские мотивы можно увидеть только в украшениях зданий. Например, в синагоге есть мозаика с изображением меноры. Циппори менора На виллах римского и византийского периода встречаются интересные мозаики. Возле форта ученые раскопали большой особняк. Не известно, кто жил в этом роскошном здании, римлянин или еврей, но очевидно, что владелец его был очень высокопоставленным лицом. Мозаики в основном найдены в трапезной. В отличие от более позднего периода, здесь нет никакого стола посреди залы. По сторонам стояли скамьи, сидя на которых гости могли любоваться мозаикой пола. На ней изображены сцены из жизни Диониса -греческого бога урожая и вина. На удивительно сложном панно из двадцати трех цветов показано, как греки делают вино. Сам Дионис окружен сатирами и нимфами. Здесь же есть изображение прекрасной женщины с золотыми серьгами. Ее называют "галилейской Моной Лизой". Галилейская Мона Лиза
      Другие мозаики можно обнаружить на вилле византийского периода, которая находится несколько южнее. Имя хозяина тоже неизвестно; можно, правда, предположить, что он увлекался охотой. Небольшие мозаики изображают амазонок, которые, как известно, считались непревзойденными охотницами. Много сюжетов посвящено Нилу. В верхнем правом углу мы видим рождение реки из пасти чудовища. Затем появляются звери, люди и растения. Чрезвычайно красочно изображены сюжеты древней мифологии. От более поздних времен в городе сохранились также арабская школа для девочек, а также оставшиеся от эпохи крестоносцев церковь и военная крепость. Она находится на самой вершине холма.
      Но самые дорогие еврейскому сердцу памятники располагаются в другом месте. У дороги, ведущей в город стоит могила. Считается, что в ней покоится внук рабби Иеhуды hа-Насси, Ребе Иеhуда Нессиа. Археологи все еще продолжают раскопки в "Нижнем городе" - той части Ципори, в которой могли жить еврейские мудрецы. Здесь, в частности, была раскопана синагога шестого века. Согласно письменным документам, в Ципори насчитывалось 18 синагог, но пока удалось найти лишь эту. На полу прекрасные мозаики с изображением знаков зодиака и меноры. Зал разделен колоннами на две половины. Мозаика в главном зале состоит из семи частей. Первая часть сильно повреждена, но можно разобрать, что на ней Сара и Авраам дают пищу своим гостям-ангелам. Вторая изображает жертвоприношение Авраама. Далее идут знаки зодиака и четыре времени года. Названия знаков написаны по-еврейски, но возле изображения солнца есть греческая надпись. Пятая панель представляет посвящение Аарона. Далее следует изображение жертвоприношения быков и овец (Исход 29:10-15). На шестой панели выложена арка, а на ней - свитки Торы. На последней - два льва, держащих венок с лентой, на которой надпись; ее, к сожалению, нельзя прочесть. Вся эта композиция объединена одной идеей: судьба Авраама и Сары была определена не звездами, а Всевышним, и зодиак также подчиняется ему. Особенно примечательно то, что большие сюжетные мозаики в синагогах не были характерны для этого периода. Возможно, это уникальное явление, которого нет нигде, кроме Ципори. На стенах синагоги видны имена евреев, которые внесли свой вклад в ее строительство. Интересно то, что имена наиболее богатых членов общины написаны на греческом, а остальные - на арамейском. В это время еврейский язык уже перестал употребляться для общения, и стал только письменным языком. В повседневной жизни говорили в основном на греческом и арамейском.
      За пределами города ученые нашли большие резервуары для хранения воды. Это свидетельствует об определенном уровне развития благоустройства. Жители города научились быть более или менее независимыми от природных условий. Как видно, Ципори - уникальный памятник истории, архитектуры и археологии, по праву считающийся одной из жемчужин древней земли Израиля.
HOME

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Спасибо! Thank you! Тода раба!



Hosted by uCoz